21 ноября 2024
Человек будущего

Какой он, человек будущего

Вопреки мнению итальянского писателя, тело чело­века, «созданное и смоделированное трудом», совершен­ствуется год от года. Не станем приводить таблицу миро­вых рекордов в легкой и тяжелой атлетике – эта информация сейчас доступна каждому. Важнее другое. Средний человек, принадлежащий к «подвиду спортсменов», бегает быст­рее, прыгает выше и дальше, поднимает тяжести несрав­ненно большие, чем его предшественники того же «под­вида».

Человек или «головастик»

Конечно же, человек за многие века существенно изменился. В антропологической науке даже стала «модной» гипотеза, согласно которой скорость эволюционных преобразований нарастала по мере приближения к современной эпохе и продолжает нарастать в настоящее время. Отсюда некоторые ученые делают вывод, что человек будущего якобы будет отличаться огромным мозгом и необычайно слабым развити­ем костяка и мускулатуры. Другими словами, эти прогно­зы схожи с представлениями некоторых пи­сателей-фантастов, рисующих человека не богатырем, а чудовищным го­ловастиком, состоящим из одного мозга.

Человек будущего

Такая гипотеза будит воображение, но она полностью противоречит фактам. Например, сопоставление разме­ров черепа у предка человека в разные времена пока­зывает, что на протяжении последних 500 тысяч лет ско­рость эволюционных преобразований действительно на­растала. Но такое ускорение эволюции прослеживается лишь до эпохи появления современного человека – 20-25 тысяч лет назад. Наблюдая изменения физического облика человека на последующем отрезке времени, мы уже не обнаруживаем существенных сдвигов.

Герберт Уэллс прогнозировал вырождение

В связи с этим невольно возникает вопрос: так поче­му же многим фантастам (и прежде всего выдающемуся английскому писателю Герберту Уэллсу) человек буду­щего виделся как немощный и слабый, утративший мно­гие свои физические качества? Неужели, по их мнению, прогресс науки и техники ведет к физической деградации человека?

Почему они думали, что когда на смену homo sapiens (разумному человеку) придет разумнейший человек, то он утратит всю физическую красоту и в сравнении с со­временными людьми будет выглядеть уродом?

Портрет будущего властелина природы фантасты изображали с огромной головой, с маленькой челюстью без зубов. Череп был совершенно лишен волосяного по­крова, конечности были настолько атрофировавшимися, что на каждой руке и ноге осталось только по два пальца.

Герберт Уэллс свою знаменитую книгу «Машина вре­мени» посвятил жизни через несколько сот тысяч лет пос­ле нас. Он изобразил людей, мало чем напоминающих современного человека. Они были хрупкими существами, не более 122 сантиметров ростом (4 фута). Человек 20-го века, писал Г. Уэллс, мог одним ударом разбросать це­лую дюжину этих индивидов, словно кегли. Люди буду­щего внешне утратили даже половое различие: телосло­жение мужчин и женщин ничем не отличалось. Г. Уэллсу казалось, что научно-техническая революция приведет к тому, что люди станут при помощи техники произво­дить такое изобилие необходимых продуктов и вещей, что всякое физическое напряжение станет излишним.

Дальнейшая судьба, по его мнению, должна сложить­ся так, что умственное развитие приведет к физическому вырождению человека. Фантасту не довелось дожить до современной научно-технической революции. А сейчас с новой силой вспыхнули споры о месте человека в мире цивилизации и о месте людей в будущем. Вокруг этих вопросов идет острая борьба мнений, в которой против деморализующих идей социального пессимизма, выступает научно обос­нованная вера в творческие силы человека.

Труд и сейчас делает жизнь содержательной

[ambasador1]

Основная позиция, с  которой выступают фантасты,совершенно очевидна: научно-технический про­гресс покончил с трудом как фактором развития чело­веческого начала в личности, и потому «воссоздать» че­ловека не может никто. Но есть ли для этого основания? Даже как-то не­ловко сколько-нибудь серьезно доказывать, что труд за­полняет и сейчас жизнь человека, делает ее содержатель­ной, ценной для других и уже потому ценной для него самого.

Разумеется, характер труда в современную эпоху меняется. Все большую нагрузку получает мозг челове­ка: нынешняя сложная и требовательная техника пре­дельно обостряет восприятие, увеличивает скорость реак­ций. Особенно интенсивная нагрузка ложится на мысли­тельные процессы, на оперативную память, на творче­ское воображение. Перегрузки, которые испытывает кос­монавт, несравненно значительнее, чем те, которые при­шлись на долю викингов. Не случайно при некоторых маневрах частота пульса у летчиков или космонавтов доходит до 180 ударов в минуту. Да и степень нагрузки при сближении и стыковке космических кораблей на орбите или дозаправка самолета горючим в воздухе не идет в сравнение с теми, которые могли возникнуть при лю­бых эволюциях кораблей древних ценителей моря.

За всем этим стоят труд и ум человека, воля челове­ка, его мозг и мышцы, которым явно не грозит из-за бездействия выйти из строя. Человек ходил по Луне, более того – по Марсу месяцами колесит машина, которой уп­равляют с Земли. Правда, при этом, поражаясь увиден­ному, и впрямь уже никто не вскрикивает. Но вряд ли в этом можно видеть ущербность эпохи. Садясь в меж­континентальный воздушный лайнер, он не кричит на трапе от восторга. Однако это обстоятельство не прини­жает ни чувств нашего современника, ни его благодарно­сти первопроходцам будущего.

Прогресс или деградация

Улучшается ли человек или деградирует? Научная концепция, которую следует противопоставить метафи­зическому «или-или», содержащемуся в указанной кон­троверзе, должна иметь диалектический характер. По существу, здесь речь идет об изменении человека в ходе Исторического процесса. Так вот, прежде чем говорить о направлении этих изменений (в лучшую они или худ­шую сторону), необходимо ответить на более общий воп­рос: изменяется ли человек вообще?

И изменяется, и остается неизменным – вот единст­венный ответ на этот вопрос. Антропология свидетельст­вует – вид человека «homo sapiens» остается неизмен­ным вот уже несколько сотен тысяч лет, со времен кро­маньонцев. Другими словами, биологическая эволюция человечества завершена. Этот вывод не знает опровер­жений. Даже столь наглядный сегодня факт акселерации физиологического развития детей этому не противоречит, он говорит лишь о некоторых сдвигах количественного характера.

Следует ли отсюда, что человек не изменяется? Оста­ваясь неизменным в одном, он радикально изменяется в другом. Неизмеримо возрастают его информирован­ность, образовательный уровень, возможности изменения природы и вмешательства, революционного или реак­ционного, в дела общества, в котором он живет и дей­ствует.

Источник изменений

[ambasador2]

Однако все эти реальные изменения, которые проис­ходят в человеке, обусловлены не его биологией и даже не его психологией. Подлинным источником радикаль­ных изменений в людях является не биология и не пси­хология, а история. Именно история порождает на полю­сах общества социальные феномены, которые дают ос­нования, если на них поочередно фокусировать внима­ние, с одинаковым основанием утверждать, что человек мельчает, как и то, что он становится титаном.

Поскольку развитие человека имеет исторический ха­рактер, то и решение проблемы должно быть конкретно-историческим, а не применительным к человеку вообще, который в рамках поставленных вопросов оказывается фикцией.

Да, люди деградируют– таков будет ответ, если речь идет о богатом бездельнике, деятельно проживающем свою ренту, тупо и вяло просиживающем вечера в кафе или перед телеэкраном, ничего не умеющем всем пресытившемся.

Нет, люди становятся лучше, ярче, если мы имеем в виду тех, кто в труде обретает творческое горение, кто неустанно воюет с железом и деревом, с бескрайним пространством, с полярным хо­лодом, с глубинами океана, с холстом и мрамором, с косностью и насилием, со всем, что не дает человеку развернуть свои человеческие силы и способности, – воюет и выходит победителем.

Человек остается человеком – вот единственный от­вет, который может быть дан в связи с обсуждаемой проблемой. Будет ли он как социальное существо деградировать, или улучшаться, целиком зависит от места, которое он занимает в общественных отношениях, по­рождаемых трудом, и его активной позиции по отноше­нию к конкретно-историческим обстоятельствам, формирующим его личность.

Конечно, эволюционные изменения продолжаются сейчас и будут продолжаться в будущем. Но идут они вопреки фантазии некоторых ученых и писателей не в сторону вырождения существующего ныне типа человека а, наоборот, в сторону его физического совершенства. Прекрасным подтверждением   этому нам служит спорт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *