В древнегреческой мифологии существовал такой сюжет. Всемогущий Зевс даровал бессмертие Титону, возлюбленному богини Эос. Он даровал ему бессмертие, а не вечную молодость. И что же? Прошли десятилетия. Титон стал дряхлым, он вскоре надоел богине со своими жалобами. Чтобы избавиться от старца, Эос заключила Титона в темницу.
Сюжет этот символичен. Все мы в жизни стремимся не к формальному долголетию, а к тому, чтобы сохранить энергию, бодрость, способность к плодотворной деятельности и гибкость мысли. Один из способов достижения этой цели — обучение своих детей с самого раннего возраста плаванию!
Содержание
Плавание с самого детства
По-разному человек знакомится со спортом. Например, Мэри Фрезер, дочка многократной олимпийской чемпионки по плаванию австралийки Дон Фрезер, впервые попала в бассейн… в четырехмесячном возрасте. Она еще не научилась ходить по земле, а уже превосходно плавала. Информация об этом промелькнула в газетах на восьмой колонке, в разделе «Разное». Комментариев к заметке не было никаких, но весь тон информации показывал активное неприятие подобных педагогических методов знаменитой чемпионки, первой в истории плавания разменявшей одну минуту на сто метров… Но вот прошло двенадцать лет. Дочка Фрезер стала одной из сильнейших юных пловчих Австралии, способной повторить триумф своей прославленной мамаши.
А как же наша спортивная наука отнеслась к этому факту? Она его признала. В бытность почетным председателем федерации плавания Захарий Фирсов, генерал-майор медицинской службы, разработал методические рекомендации для обучения плаванию грудных детей… в обыкновенной ванне. Целая серия уроков была напечатана в журналах и газетах. Родители, решившиеся на эксперимент, были счастливы: их дети, еще не умея ходить, уже держатся на воде… Можно представить, как были благодарны эти малыши своим родителям, которые незаметно подружили их с водой и научили плавать в те дни, когда в самом прямом смысле «молоко на губах не обсохло».
Видите, оказывается, какое есть несложное средство для обучения детей одному из самых приятных и необходимых и одному из самых коварных видов спорта (к сожалению, каждый год вода уносит не одну тысячу человеческих жизней. Главная причина трагедии – люди не умели плавать).
Байрон в рекордном заплыве
В дневнике выдающегося английского поэта Джорджа Байрона за 1810 год есть запись, сделанная на турецком военном судне после шторма – в ней он описывает,что чуть не погиб, испытывая ужас от бури и бескрайней воды.
Через несколько дней после того, как появилась эта запись, Байрон решил доказать себе, что он зря раньше боялся воды… Волны, багряные, с опаловыми гребнями, несли фрегат по Дарданеллам. Море здесь напоминало горную реку, бурлящую между высокими голыми берегами Турции и Греции. Байрон улыбнулся:
– Так вот он, этот пролив, который переплывал Леандр, чтобы увидеть свою возлюбленную.
Английский лорд решил уподобиться Леандру. Байрон стартовал третьего мая. Он успешно пересек пролив. Его спутник, молодой мистер Экенхэд, обогнал поэта на пять минут. Оба пловца не чувствовали усталости, хотя изрядно продрогли.
Байрон был невероятно горд собой. Он писал матери об этом подвиге, сообщал не раз друзьям:
«Начну с того, – ибо я писал вам об этом только два раза, – что я переплыл из Абидоса в Состос. Я повторяю это для того, чтобы вы прониклись должным уважением к герою этого подвига, так как славой этой горжусь больше, чем какой-либо другой политической, поэтической или ораторской».
Все это, конечно, писалось с иронией по отношению к себе. Но вдумаемся поглубже и постараемся ответить на вопрос: «Зачем великому поэту понадобилось переплывать пролив, рискуя жизнью?» Ответ, очевидно, таков: поэт хотел доказать, что человек способен к героическому. Байрон утвердил подвиг как поступок общедоступный. Весь смысл отважного заплыва как раз и заключался в доказательстве того, что всякий, попавший в беду, может проявить мужество: «Помните, один человек уже преодолел этот путь!»
Эпизод из биографии Байрона можно трактовать по-разному. Зная склонность поэта к самолюбованию, можно подумать, что он решил прославить свою личность не только литературными шедеврами. Но даже в этом случае спортивный подвиг его не сделается ниже.
Единственный академик с этой медалью
А вот случай из жизни замечательного советского ученого-химика академика С. И. Вольфковича никто не станет подвергать сомнению. В этом примере – тоже море, тоже заплыв… Море в Гаграх было неспокойным. Гребни волн вздымались высоко и с ревом обрушивались на песок и гальку. Даже отчаянные любители плавания оставались на берегу.
А какой-то чудак все же вышел на прибойную полосу. Ему кричали отдыхающие, предупреждали об опасности. Подбежала жена и стала оттаскивать его от воды, показывая на волны. Но мужчина, не послушавшись, нырнул в убегающую волну.
Долго его голова не появлялась среди барашков волн. Потом с берега заметили, что мужчина гребет руками неуверенно, а голова его все чаще проваливается в волны.
Женщина на берегу отчаянно кричала:
– Помогите, он не умеет плавать. Спасите этого сумасшедшего, и я ему задам…
Мужчина в море выбивался из сил.
Отдыхавшие на пляже не решались броситься в бушующее море. Тягостное и мучительное раздумье висело над берегом…
И вдруг все удивленно закричали, когда в волны бросился высокий старик с бритой головой. Он даже не снял белые брюки и рубашку, только кинул на гальку теннисную ракетку.
Он быстро приближался к тонущему, отмеряя расстояние классическим кролем. На него тоже наваливались взбешенные волны, но смельчак умело подныривал под них.
– Срочно вызывайте катер. Ведь это же плывет академик Вольфкович! Нам этого не простит наука! – закричал один из загоравших на берегу, подняв ракетку с гальки и прочитав на ручке инициалы: «С. В.»
– Гlе академик? Спасает или тонет?
– Конечно, спасает! – отвечал товарищ.
Вольфкович плыл к утопающему. Когда он приблизился к пловцу, уже потерявшему последние силы, и схватил утопающего за волосы, то не помнивший себя человек уцепился за ногу академика и потащил его вниз…
– Как же вы избавились от его мертвой хватки?— спросили позднее ученого.
– Утопающий держал меня крепко. Боровшись с ним, я наглотался воды. И был момент, когда казалось: все, уже не смогу выплыть. Но не растерялся. Главное, твердил себе, не поддаться чувству страха… Нырял, освобождая руки и ноги, прополоскал горло соленой водой, а до берега все же добрался. Друзья рассказывали, что, когда я выволок на берег утопающего, на меня страшно было смотреть – трясло от напряжения, а пульс на весь пляж отсчитывал 140 ударов…
Кстати, Семен Исаакович Вольфкович – единственный из академиков, представленный к медали «За спасение утопающих».
Итак, в этом примере нас особенно интересует один факт из жизни ученого: он имел прекрасных родителей, которые научили его плавать в возрасте двух лет… Следовательно, еще за много лет до австралийского эксперимента Дон Фрезер родители московского мальчика прежде научили его плавать, а потом отвели учиться в Михайловское реальное училище…